Сеть детских
развивающих центров

10 лет успешной работы

Умка

«Умка» — программа интеллектуального развития. Программа предполагает комплексное решение всех образовательных и воспитательных задач в различных формах работы с детьми. Программа способствует развитию речи, памяти, внимания, мышления, формированию элементарных математических способностей, знаний об окружающем мире. Программа предлагает системы разнообразных занимательных игр – интеллектуальные, на развитие логики, творческие, подвижные.

Краткие характеристики  программы:

  • Главные задачи курса: развивать интеллектуальную сферу ребенка, формировать логическое и образное мышление;
  • Задачи курса реализуются через основные виды познавательной деятельности: формирование элементарных математических представлений, развитие речи и грамотности;
  • Программа разделена на возрастные ступени, каждая из которых имеет свои особенности (развивающие задачи, методы работы и итоговые показатели развития).

Развивающий комплекс Умка разработан в соответствии с возрастными особенностями ребёнка. Такой подход делает обучение гармоничным и безопасным.

Обучение в группе Умка (4-5 лет)

Развитие речи: Расширение социальных контактов заставляет ребенка правильно воспринимать слова как звуковые комплексы, стремиться точнее их произносить; побуждает детей к активному освоению грамматических форм (окончаний, суффиксов, приставок), чтобы быть понятым слушателями.

Освоение грамматически правильной речи: В возрасте четырёх лет, дети осваивают структуру простого предложения, пользуясь системой окончаний, начинают строить сложные предложения, вслушиваются в звучание слов: слышат части слова, ориентируются на них в понимании речи.

Освоение звуковой культуры речи: Дети овладевают следующими умениями:

  • слышать и воспроизводить звуковой образ слова, правильно передавать его звучание;
  • воспроизводить ритм речи, правильно пользоваться речевым дыханием;
  • читать стихи не крикливо, пользуясь средним темпом речи; говорить громко, чтобы слышали окружающие.

Чтение: Дети активно интересуются звуковой стороной речи. Начинается период осознанного овладения звуками языка. Для них характерна активность фонематического восприятия. Дети осваивают алфавит и простые склады.

Математика: На этой ступени, основной задачей педагога является накопление детьми опыта практических действий с предметами. Поэтому разнообразные окружающие предметы, игрушки, отличающиеся по размеру, цвету, форме, используются в качестве наглядного материала для познавательных игр, развивающих упражнений. В силу возросшего интереса детей к процессу счёта, числам, уделяется внимание развитию умения воспринимать и обобщать группу предметов по свойствам (все большие; все квадратные и большие). Обобщение предметов по свойствам, сравнение групп по количеству создает предпосылки для освоения наиболее важного в этом возрасте умения определять равенство и неравенство двух количественных групп. В содержательной практической или игровой деятельности дети осваивают приемы наложения и приложения. Кроме умений характеризовать количественные отношения, детьми осваивается счёт небольших групп предметов. Основные задачи математического развития детей четвертого года жизни состоят в развитии самостоятельности познания,  проявлении элементов творческой инициативы ребенка.

Итоги 2 ступени

Развитие речи: ребенок умеет сосредоточенно слушать чтение и рассказ взрослого, не отвлекаться, выслушивать произведение до конца. С помощью взрослого понимать содержание, устанавливать порядок событий в тексте, видеть наиболее яркие поступки и действия героев, давать им элементарную оценку; представлять в воображении героев, созданных авторским словом, узнавать их в иллюстрациях., делиться своими впечатлениями от прочитанного со взрослыми и сверстниками. Выражать в слове впечатления, мысли, образы. Пересказывать знакомые сказки, исполнять наизусть стихи, участвовать в драматизациях литературных сюжетов, театрализованных играх.

Чтение: Ребенок знает все буквы алфавита, умеет читать односложные трехзвуковые слова, выделяя в них отдельные звуки.

Математика: Ребенок различает размер предметов: длинный/короткий, высокий/низкий, широкий/узкий, толстый/тонкий, большой/маленький, геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник; геометрические тела (шар, куб), их форма, цвет, размер; форма предметов (круглый, квадратный, треугольный). Умеет соотносить фигуры разного размера, цвета, вида  (родовое обобщение: (круг, квадрат, треугольник), понимает связи между предметами по соотносимым свойствам — цвету, размеру, форме. (Определить, можно ли погрузить кубы в маленькую машину, прокатить мяч в высокие ворота. Ребенок понимает отношения групп предметов по количеству: столько же, поровну, один, мало, много, больше, меньше; по размеру: длиннее/короче, шире/уже, выше/ниже, толще/тоньше, больше/меньше, пространственные отношения: выше/ниже (по месту расположения предмета); вверху/внизу, впереди/сзади, справа/слева, рядом, в ряд, друг за другом. Временные отношения: раньше/позже, сначала/потом, утро/вечер, день/ночь. Владеет обобщением  предметов, звуков, движении по количеству, размеру (всех поровну, ленточки все широкие, всех по две).
 
Умка (5-6 лет)

Развитие речи: В пять лет значительно увеличиваются познавательные и речевые возможности детей. Центральным направлением работы по развитию речи является воспитание инициативности и самостоятельности ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками, обучение детей формам монолога. Дети приобретают навыки связной речи, расширяется их словарный запас, речь постепенно становится грамматически оформленной. Дети вступают в речевое общение с окружающими, делают это охотно. Учатся задавать вопросы, отвечать на вопросы, слушать ответы и участвовать в коллективном разговоре, поддерживать общую беседу; говорить по очереди, не перебивая говорящего. Дети учатся пользоваться элементарным формами объяснительной речи. Ведется активная работа по расширению словаря, ребенок учится использовать в речи: названия предметов и материалов, из которых они изготовлены (ткань, бумага, дерево, резина и др.);  названия живых существ и сред их обитания, некоторых трудовых процессов, слова, обозначающие части предметов, живых организмов, их свойства и качества: цветовые оттенки, слова и выражения, необходимые для установления отношений с окружающими, обозначающие социально-нравственные представления детей: слова приветствия, благодарности, извинения, участия, эмоционального сочувствия, сострадания и другие.

Освоение грамматически правильной речи:  Дети учатся пользоваться предложениями (полными, распространенными, с однородными членами и др.), употреблять сложноподчиненные предложения. Самостоятельно пользоваться системой окончаний существительных, прилагательных, глаголов для правильного оформления речевого высказывания.

Освоение звуковой культуры речи: Дети овладевают произношением наиболее трудных звуков — свистящих, шипящих, «Л», «Р»;  чисто произносить все звуки, четко воспроизводить фонетический и морфологический рисунок слова. Достигается новое качество речи – речь достаточно громкая, внятная, среднего темпа, средней силы голоса. Дети учатся эмоционально, выразительно читать стихи, регулируя интонацию, тембр, силу голоса и ритм речи в зависимости от ее содержания.

Чтение: Речь становится для детей не только средством общения, но также объектом познания и анализа. У детей развивается внимание к фонетической точности, интерес к словотворчеству. Дети знакомятся с терминами «слово», «звук», учатся правильно понимать и использовать их. Узнают, что слова состоят из звуков. Продолжают совершенствоваться умения звукового анализа слов:

  • самостоятельно произносить слова, интонационно подчеркивая в них нужные звуки;
  • различать на слух гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные;
  • определять место звука в слове (первый, последний, в середине);
  • самостоятельно находить слова с заданным звуком (сначала на основе наглядности, затем — по представлению), учатся анализу слов по схеме и модели, составляют предложения по «живой модели».

Математика: Дети  активно осваивают счет, пользуются числами, осуществляют элементарные вычисления по наглядной основе и устно, осваивают простейшие временные и пространственные отношения, преобразуют предметы различных форм и величин. Ребенок в организуемых педагогом познавательных развивающих играх включается в простую математическую деятельность, осваивая при этом свойства, отношения, связи и зависимости на предметном и числовом уровне. Ребенка окружают игры, развивающие его мысль и приобщающие его к умственному труду, создающие условия и обстановку, благоприятные для вовлечения ребенка в деятельность сравнения, воссоздания, группировки, перегруппировки и т.д. Играя и занимаясь, ребенок развивает ряд  умений и способностей:

  • оперировать свойствами, отношениями объектов, числами; выявлять простейшие изменения и зависимости объектов по форме, величине. Например, последовательное увеличение (уменьшение) 3—5 предметов («Широкая, поуже, еще уже… самая узкая ленточка»);
  • сравнивать, обобщать группы предметов, соотносить, вычленять закономерности чередования и следования (Обобщение 3 — 5 предметов, звуков, движений по свойствам — размеру, количеству, форме и др. («Такое же количество, тоже по 4; всех — с перечислением свойств — по 4»);
  • рассказывать о выполняемом или выполненном действии, разговаривать со взрослыми, сверстниками по поводу содержания игрового (практического) действия. Сравнивать предметы на глаз, путем наложения, приложения. Выделять на этой основе несоответствия или соответствия по форме, количеству, числу, размеру, удаленности, расположению и т.д. Выражать в речи количественные, пространственные, временные отношения между предметами, пояснять последовательное увеличение и уменьшение их по количеству, размеру («Легкий, потяжелее, еще потяжелее» — и т.д.). Отвечать на вопрос: «Как ты узнал?»

Итоги обучения в группе Умка (5-6 лет).

Развитие речи: Ребенок умеет внимательно слушать и слышать чтение литературных произведений, соотносить литературные факты с имеющимся жизненным опытом, устанавливать причинные связи в тексте, различать границы фантастического   (сказочного) и реалистического в книге, представлять в воображении героев и события, выделять поступки героев и давать им элементарную оценку, запоминать и воспроизводить поэтические произведения. При рассматривании книжных иллюстраций  воспроизводить по ним текст рассказа или сказки. Ребенок может пересказывать знакомые и впервые прочитанные произведения, участвовать в играх и инсценировках по сюжетам знакомых книг, заучивать и выразительно исполнять стихи.

Чтение: Ребенок уверенно владеет алфавитом, умеет анализировать звуки и их место в слове, читает отдельные слова и составляет их из букв.

Математика: Ребенок умеет использовать простейшие алгоритмы действий; воспринимать и понимать последовательность развития, выполнения действия, ориентируясь на направление, указанное стрелкой; отражать в речи порядок выполнения действий: сначала, потом, раньше, позже; если…, то…; сосчитывать, сравнивать по признакам, количеству и числу; воспроизводить количество по образцу и числу; отсчитывать. Обозначать количество числом и цифрой в пределах 10, понимать количественное и порядковое назначение числа, самостоятельно называть свойства предметов, геометрических фигур; попарно сравнивать геометрические фигуры с целью выделения структурных элементов: углов, сторон, их количества, может проявлять творческую самостоятельность в практической и игровой деятельности, применяя известные ему способы действий в новой обстановке.
 
Педагоги наших центров «Сёма» всегда смогут определить в какой возрастной группе вашему ребёнку комфортнее будет проходить обучение, опираясь на его индивидуальные характеристики и темп развития.