Сеть детских
развивающих центров

10 лет успешной работы

Ритмика

Главные задачи курса: развивать эмоциональную сферу ребёнка, умение выражать эмоции в мимике и пантомимике, творческое воображение и фантазию, музыкальность (развитие способности воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание); музыкальный слух, чувство ритма. Развитие двигательных качеств и умений: ловкости, точности, координации движений, гибкости и пластичности, воспитание выносливости, развитие силы, формирование правильной осанки, красивой походки; развитие умения ориентироваться в пространстве; обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.

Задачи курса реализуются через основные виды творческой деятельности: музыкальное и ритмическое движение, ритмическая игра, танец. Программа разделена на 3 возрастных ступени (от 9 месяцев до 1 года, 1-2 года, 2-3 года), каждая из которых имеет свои особенности (развивающие задачи, методы работы и итоговые показатели развития).

Краткие характеристики ступеней танцевальной программы

От 9 месяцев до 1 года

Движения под весёлую, живую музыку радуют малышей. В ритмических упражнениях используются движения, которые могут выполнять дети данного возраста, так как главная задача на данном этапе – доставлять детям радость музыкой, движением и музыкальной игрой. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, желание двигаться в соответствии с музыкой. Способствовать запоминанию движений, связанных с музыкой. Дети этого возраста с удовольствием наблюдают за действиями педагога и делают попытки повторить отдельные движения или элементы. Именно в этот период закладывается интерес к ритмическому движению, и начинают формироваться необходимые физические качества, чувство равновесия и координация движений.

Приоритетные задачи: воспитание интереса, потребности в движениях под музыку; развитие слухового внимания, воспитание интереса и любви к ритмическому движению в процессе совместных игр с педагогами и родителями; обогащение слушательского опыта ребенка. Развитие двигательных качеств и умений через общеразвивающие упражнения: на различные группы мышц. Развитие и тренировка психических процессов: развитие умения начинать и заканчивать движение вместе с музыкой — развитие слухового внимания, способности координировать слуховые представления и двигательную реакцию.

Показатели развития: важнейшим показателем уровня музыкально-ритмического развития ребенка в этом возрасте является интерес к самому процессу движения под музыку.

1-2 года

Главной задачей на данном этапе остаётся доставление детям радости от музыки, движений и музыкальных игр. Крайне важно в этот период развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, желание двигаться в соответствии с музыкой. Способствовать запоминанию движений, связанных с музыкой. Дети в этом возрасте чрезвычайно непосредственны и эмоциональны. Движение, особенно под музыку, доставляет им большую радость. Однако возрастные особенности строения тела (короткие ноги и руки, большая голова, короткое туловище) сказываются на двигательных возможностях, поэтому объем и разнообразие двигательных упражнений невелики, и все они носят, как правило, игровой характер.

Приоритетные задачи: воспитание интереса, потребности в движениях под музыку; развитие слухового внимания, умения выполнять движения в соответствии с характером музыки; обогащение слушательского и двигательного опыта в соответствии с игровым образом.

Развитие музыкальности: воспитание интереса и любви к музыке в процессе совместных игр, движений под музыку; обогащение слушательского опыта — узнавание знакомых мелодий и выражение этого в эмоциях, движениях; развитие двигательных качеств и умений; развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя разные виды движений:

  • ходьба — бодрая, спокойная, топающим шагом, ходьба на четвереньках;
  • бег — легкий, ритмичный, передающий различный образ («бабочки», «птички», «ручейки» и т. д.);
  • общеразвивающие упражнения: на различные группы мышц и различный характер движения на основе игрового образа;
  • имитационные движения — разнообразные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние (веселый или грустный зайчик).

Развитие творческих способностей: воспитание потребности к самовыражению в движении под музыку, развитие и тренировка психических процессов: развитие умения начинать и заканчивать движение вместе с музыкой — развитие слухового внимания, способности координировать слуховые представления и двигательную реакцию; развитие умения выражать эмоции в мимике и пантомимике — радость, грусть, страх, и т. д., т. е. контрастные по характеру настроения, например: «Зайчик испугался», «Мишка радуется меду» и др.

Показатели развития: важнейшим показателем уровня музыкально-ритмического развития ребенка в этом возрасте является выразительность движений и умение передавать в движении эмоции, игровой образ.

2-3 года

Дети этого возраста проявляют большой интерес именно к ритмическому движению, хотя особенности протекания нервных процессов сказываются на двигательных возможностях. Движения малышей еще недостаточно точные и координированные, плохо развито чувство равновесия, поэтому движения по-прежнему носят игровой характер.

Приоритетные задачи: поддержание интереса к движениям под музыку; развитие слухового внимания, умения выполнять движения в соответствии с темпоритмом музыки; обогащение слушательского и двигательного опыта, умение осмысленно использовать выразительные движения в соответствии с характером и ритмом музыки, музыкально-игровым образом.

Развитие музыкальности: обогащение слушательского опыта — узнавание знакомых плясовых, маршевых мелодий, народных и детских песен и выражение этого в эмоциях, движениях; развитие умения передавать в движении характер музыки и ее настроение (контрастное: веселое— грустное, шаловливое — спокойное и т.д.); различать контрастную по характеру музыку и отражать это в движении.

Развитие двигательных качеств и умений: Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя перечисленные ниже виды движений:

  • ходьба — на полупальцах, на носках, вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг);
  • бег — легкий, ритмичный, передающий различный образ («бабочки», «птички», «ручейки» и т.д.); прыжковые движения — на двух ногах на месте, с продвижением вперед, прямой галоп — «лошадки», подскоки;
  • общеразвивающие упражнения: на различный характер, способ движения (упражнения на плавность движений, махи, пружинность), которые даются, как правило, на основе игрового образа;
  • плясовые движения — простейшие элементы народных плясок, доступных по координации, например, поочередное выставление ноги на пятку, притоптывание одной ногой, «выбрасывание» ног и др.

Развитие умений ориентироваться в пространстве: становиться в пары и друг за другом, развитие творческих способностей: воспитание потребности к самовыражению в движении под музыку; формирование умений исполнять знакомые движения в игровых ситуациях, под другую музыку; развитие воображения, фантазии, умения находить свои, оригинальные движения для выражения характера музыки, игрового образа выразительными жестами, элементарными плясовыми движениями вместе с педагогом и сверстниками; развитие и тренировка психических процессов: тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов — умение изменять движения в соответствии с различным темпом (умеренно быстрым и умеренно медленным), формой и ритмом музыки; развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления — умение выполнять упражнения от начала до конца, не отвлекаясь — по показу педагога.

Показатели развития: при недостаточной координации, ловкости и точности движений (что в этом возрасте встречается довольно часто) выразительность пластики детей выявляет творческую одаренность, музыкальность. Разнообразие выполняемых движений, соответствие их темпу, ритму, форме музыкального произведения свидетельствуют о высоком уровне музыкального и двигательного развития ребенка.