Сеть детских
развивающих центров

10 лет успешной работы

интеллектуальное развитие детей по методике Монтессори

Монтессори-педагогика является одним из ведущих направлений в детс:кой дошкольной педагогике и ориентирована на индивидуальный подход к развитию детей.

Развитие детей по методике Монтессори это :развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоциональной сферы, творческих способностей;

воспитание навыков самостоятельности, общения, адаптация к условиям ДОУ;

освоение сенсорных эталонов, развитие речи, элементарных математических представлений, крупной и мелкой моторики, основных видов движений, навыков практической жизни.

Основной девиз Монтессори-педагогики: «Помоги мне сделать это самому». Целью воспитателей в системе Монтессори является создание специальной развивающей среды, которая призвана помочь маленькому человеку самостоятельно выбирать деятельность на актуальном для него уровне и двигаться, развиваться в том ритме, который характерен только для него самого! Не кажется ли вам, что это оптимально для ребёнка? Развитие ребенка происходит без лишних стрессов и по своей сути является более глубоким.

Цель:

Обеспечение раннего психофизического, личностного и интеллектуального развития детей от 9 месяцев до 3 лет через объединение усилий семьи и педагогов.

Задачи

Занятие строится как «свободный урок». Основная форма работы – индивидуальная (вместе с мамой). Во время «свободного урока» ребёнок сам выбирает материал, место работы, определет время работы с материалом.

В качестве средств образования и источников развития для ребенка выступают:

  • специально подготовленная среда;
  • педагог, как создатель среды, организатор и помощник в собственной деятельности ребенка, использующий различные механизмы научения;
  • мама ребенка, выступающая в роли педагога.

При этом важнейшее место занимает собственная деятельность ребенка. Мамы выполняют педагогические функции после специальной подготовки и обучения в процессе работы.

Специально организованная среда представляет собой ряд зон:

  • зону практической жизни – здесь ребёнок учится следить за собой и своими вещами;
  • зону сенсорного развития – здесь ребёнок может научиться различать высоту, длину, вес, цвет, шум, запах, форму различных предметов;
  • языковая, математическая, географическая, естественнонаучная зоны организованы с целью умственного развития ребёнка;
  • зона крупной моторики – здесь ребёнок развивается физически.
 Такая организация среды возможна благодаря применению дидактических средств, созданных М.Монтессори, так называемых материалов. Монтессори-материалы, привлекательные и простые в применении, соответствуют возрастным особенностям детей. Они позволяют реализовать принцип самообучения, добиться того, чтобы дети, свободно выбирающие занятия, выполняли их так, как задумал учитель. Материалы устроены так, что ребёнок может самостоятельно обнаружить и исправить свои ошибки, развивая волю и терпение, наблюдательность и самодисциплину, приобретая знания и упражняя собственную активность. Взрослым не нужно указывать на промахи детей и их самоуважение не ущемляется.

Организация свободной работы обеспечивает для ребенка:

  1. свободу выбора материала;
  2. свободу выбора времени и продолжительности работы с материалом;
  3. свободу выбора места для работы с переносным материалом;
  4. свободу выбора партнера или партнеров;
  5. свободу общения с другими детьми и взрослыми.

Но при этом обязательно соблюдение правила: «Пользуйся всеми свободами, но не мешай другим».

По окончании «свободного урока» приходит время, когда дети и взрослые собираются вместе, и начинается «круг». «Круг» в жизни детей и родителей группы «Вместе с мамой» — это, прежде всего, возможность несколько минут побыть вместе, глаза в глаза, рука к руке. В кругу сидят добрые, понимающие люди, желающие всем добра. «Круг» — это гарантия защищенности. Добросердечность и теплота «круга» определяют общую атмосферу жизни коллектива детей и родителей.

Начало и конец «круга» — это ритуал приветствия и прощания с использованием жестов, мимики, простых рифмовок. 1-ая часть «круга» — выполнение упражнений на развитие основных видов движений (ходьба, бег, прыжки). При этом используются разнообразные предметы, массажные дорожки. Упражнения сопровождаются музыкой. Центральное место «круга» занимает дидактическая часть. Это, прежде всего для детей раннего возраста, упражнения на развитие коммуникативных навыков. Здесь обычно используются народные пестушки, потешки, прибаутки, песенки, пальчиковые игры. Кроме того, в этой части, исходя из возможностей детей, педагог проводит трехступенчатый урок, презентацию материала. Задача педагога превратить эти несколько минут в маленькое открытие или точку удивления. Содержание «кругов» может быть разнообразным, т.к. каждый педагог имеет право внести что-то свое, опираясь на те наблюдения, которые он сделал во время «свободного урока», или отвечая на вопросы, пожелания детей, родителей.

Успешность работы группы во многом определяется тем психологическим микроклиматом, который создается усилиями взрослых.

Необходимым условием работы группы являются:

  1. Атмосфера уважения личности ребенка и личности взрослого. Педагог принимает маму с ребенком такими, какие они есть, и относится к ним с уважением.
  2. Доверие профессионализму педагога. Родители должны доверять педагогу,принимать и выполнять его рекомендации в группе и дома.
  3. Моделирование пространства для новой педагогической деятельности родителей. Родители учатся по-другому видеть своего ребенка, ставить перед собой конкретные педагогические задачи и решать их.
  4. Домашняя работа. По рекомендации педагога родители изготавливают материалы, которые необходимы ребенку. И, перенося домой накопленный опыт и знания, учатся наблюдать, анализируя действия ребенка.